Главная страница » Статьи » Социализация и социальная реабилитация. Рассуждения дайвера

Социализация и социальная реабилитация. Рассуждения дайвера

Конечная цель любой реабилитации — встроить человека, пережившего травму или заболевание, вновь в общество. А он после травмы (заболевания) стал другой. Какой? А не такой, как был, может даже не такой, как нормотипичные люди. Но жить-то дальше надо. И эта жизнь, будет не на необитаемом острове, а в обществе, среди людей. Вот почему так важна социализация, опирающаяся на психологическую, социально-бытовую и профессиональную реабилитацию.


Разберемся с терминами. Социализация и социальная реабилитация (которые часто неверно воспринимаются как синонимы) взаимодополняют друг друга:

  • социальная реабилитация дает инструменты для жизни в обществе (навыки, техсредства).
  • социализация помогает этими инструментами пользоваться в реальном мире.

Без реабилитации социализация затруднена, а без социализации реабилитация теряет смысл.

Человеку с инвалидностью необходима адаптация к жизни в обществе с учетом имеющихся у него ограничений возможностей здоровья, причем в том обществе, которое не всегда дружественно к нему, так как ориентировано на возможности нормотипачных людей. Ему предстоит прожить в этом обществе всю свою жизнь, и желательно — хорошую жизнь. Поэтому адаптация к этому обществу (социализация) так важна: она для него действует потом долгие годы.

В чем-то придется приспосабливаться самому, в чем-то «продавливать» общество, его стереотипы, под себя. Но в любом случае это следует делать не откладывая — невозможно отодвинуть жизнь на потом, так как жизнь у каждого одна, и ее надлежит прожить в тех условиях, которые сложились в настоящий момент, не ожидая, что вдруг возникнут другие, более благоприятные обстоятельства.

Методика соцреабилитации заключается в:

  • наработке навыков решения задач, необходимых для выживания в обществе;
  • формировании практики выстраивания социальных связей для решения этих задач;
  • получении потребных ресурсов от общества;
  • взаимодействии с обществом, кооперации с ним а не самоизоляции от него.

Следует признать: если индивид не соответствует общественным стандартам, само общество будет стремиться изолировать всё необычное, выходящее за рамки общепринятых норм. Таким образом, изолирующийся человек не только увеличивает дистанцию между собой и обществом, но и провоцирует общество отдаляться от него, переставать воспринимать его как «своего». В результате он становится для общества «чужим».

Для успешной адаптации человека к решению социальных задач в новом для него статусе (после травмы или заболевания) методически оправдано предлагать ему тренироваться на более сложных, «экстремальных» задачах, чем те, с которыми он может столкнуться в реальности. Наработав опыт решения задач «со звёздочкой», он сможет легче справляться с повседневными задачами.

Именно исходя из этого подхода, широкое распространение получило использование экстремальных видов активности в качестве средств социализации. Дайвинг представляет собой пример комплексной активности, где человек сталкивается:

  • как с новыми, но относительно традиционными вызовами (путешествие, посещение других стран, интеграция в дайверское сообщество);
  • так и совершенно нестандартными задачами (освоение специализированного снаряжения, пребывание в подводной среде, становление надежным напарником для какого-то другого дайвера).

Благодаря множеству преимуществ и доступности для людей с инвалидностью, дайвинг доказал свою эффективность как средство социальной реабилитации — в сравнении с другими «экстремальными» активностями, применяемыми для этих целей.

Ограничения

Мы обладаем уникальным опытом наблюдений, как занятия дайвингом преобразуют жизненную позицию лдей с инвалидностью. вНа хВозбуждает мысль, что бы все инвалиды попробовали дайвинг. телось бы боьше, но надо ставить реальные задачи. В социализации заинтересованы в первую очередь те, кто видит для себя перспективы. В первую очередю на ограничивает возростной лимит — люди старше 60 (не зависимо от инвалидности) менее склонны к экстремальным действиям, ищут размеренности и стабильности. Это подтверждает и наш опыт: к нем приходят попробвать и аногда изучить давинг по жилые, но их крайне мало, это скорее редкость, Нижняяя возрастная группа ограничивается детьми и подростками. Для детей есть программы занятий в бассейне, в открытой воде чаще занимаются дацверы, начиная с плдросткового возораста.

По состоянию на 1 января 2022 года, по данным Федерального
реестра инвалидов, в Российской Федерации насчитывается
11,3 миллиона инвалидов (почти 8% населения страны), в том числе
730 тысяч детей-инвалидов (6,4%).
В структуре инвалидности среди взрослого населения
преобладают лица пенсионного возраста, численность которых
составляет две трети от общей численности инвалидов.
На I группу (самую тяжелую) приходится 12,3% (1,3 миллиона
человек).
II и III группы примерно сопоставимы по численности и составляют
44,8% и 42,9% соответственно.
В структуре детской инвалидности с учетом возраста преобладают
подростки.
Справочно. Численность инвалидов по возрастам:
от 0 до 3 лет – 51,9 тысячи человек;
от 4 до 7 лет – 155,9 тысячи человек;
от 8 до 14 лет – 370,88 тысячи человек;
от 15 до 17 лет – 150,22 тысячи человек.
от 18 до 30 лет – 0,49 миллиона человек;
от 31 до 40 лет – 0,79 миллиона человек;
от 41 до 50 лет – 1,08 миллиона человек;
от 51 до 60 лет – 1,70 миллиона человек;
свыше 60 лет – 6,54 миллиона человек.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 19 (809) СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
ИНВАЛИДОВ, ВКЛЮЧАЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ,
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ: ИТОГИ 2021 ГОДА И ОСНОВНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ НА 2022 ГОД
Материалы заседания Совета по делам инвалидов
при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
(Совет Федерации, 5 апреля 2022 года)