Главная страница » Статьи » Алексей Клюев: Ударный трудовой путь. Часть I

Алексей Клюев: Ударный трудовой путь. Часть I

Алексей Клюев – PADI Rescue Diver, вернувшийся в дайвинг спустя несколько лет после травмы спины. Курс дайвера-спасателя Алексей прошел уже после травмы, несмотря на параплегию. Мы много ныряли вместе (и, уверен, еще будем много вместе нырять) и меня всегда интересовал взгляд Алексея на дайвинг, на то, что он дает человеку с инвалидностью «до» и «после».

Я очень признателен, что Алексей передал мне свои воспоминаний и описание впечатлений для публикации в этом блоге. Текст пролежал несколько лет с 2018, ожидая завершения. Но наконец опубликовал его, в надежде, что это подтолкнет Алексея найти время и продолжить рассказ. Именно продолжить, так как завершить историю про дайвинг невозможно.
ДК

Мы с Алексеем в легендарном SWDF, Хургада. Апрель 2018

Перечитывал логбук, много думал
Народное

Пролог

В очень далеком 1998-м году я очутился в Тунисе. Стоял ноябрь, был низкий сезон, мы, тогда еще не совсем разбирающиеся в том что надо в отпуске, вписались в 4-х звездочный “оллинклюзив”. Довольно быстро поняв что на пляже валяться скучно и несколько прохладно, мы за несколько дней посетили почти все возможные и интересные экскурсии и поняли что перспективы дальнейшего отпуска довольно унылы — сидеть на одном месте крайне скучно. И мы начали гулять по окрестностям и испытывать на себе  разные приключения. В марине Монастира был обнаружен небольшой дайвинг-центр со скучающим персоналом — дайвинговый сезон был почти закрыт и клиентов практически не было. Вступив в диалог и инструктором, выяснилось что центр с радостью “мокнет” нас с аквалангом, а если у нас есть время, то и обучит всем премудростям. К сожалению времени на прохождение полного курса у нас уже не было, да и после первого “мокания” в 18-20 градусную неспокойную воду энтузиазм к подводному миру остался только у меня, поэтому в следующие 4 дня 6-раз делал “большой шаг вперед” с переделанной рыболовной шхуны в 3-х бальный шторм в Средиземном море, показывал что понял, что делать с маской, смотрел на сероватое дно и стайки средних рыб. На 4-й день инструктор, довольно серьезный и неулыбчивый местный парень, похвалил меня за успехи и настоятельно рекомендовал пройти обучение и получить ЛИЦЕНЗИЮ. На тот момент это казалось чем-то космически-сложным и я обещал подумать…

Фото из facebook Алексея Клюева

Начало

Выяснилось, что меня зацепило. Следующие полгода мои подводные прогулки постоянно крутились у меня в голове и к следующему отпуску было решено: я смело ворвался в турагентство, попросил продать мне тур в Египет (даже ребята в Тунисе говорили, что там круто), в максимально удаленный отель с минимальной популярностью (чтобы не отвлекаться в процессе учебы) и со встроенным дайв-центром, чтобы далеко не ездить.

По пути из аэропорта сразу попытался отшить “приставного” гида с его поездками на верблюдах и прочими Луксорами, заявив что приехал серьезно учится и его помощь мне не нужна, однако гид всячески расхваливал собственный дайв-центр и так как цена оказалась на 150$ ниже, я согласился на его предложение

Дальше была неделя OWD. Все студенты были русскоговорящие, и довольно быстро нашли общий язык и подружились. В первый день пришлось даже поработать — инструктор был англичанин, рабочий английский был только у двух студентов, а дайв-мастер, по совместительству переводчица, опаздывала к началу занятий. Переводили поочереди, было весело, но иногда вспоминался анекдот “Товарищ студент! Я же уже 3 раза рассказал, уже сам все понял, а вы все никак”, Так что настало облегчение, когда переводить стало не надо.

Почти каждый вечер вся наша веселая группа собиралась из разных отелей вокруг Хургады и сидела в баре Peanuts, излюбленным инструкторами (и нашим тоже). Во время этих вылазок начала приобретаться СВОЯ СНАРЯГА — купил СВОЮ маску в качестве подарка себе любимому на завершение курса. Отработав программу OWD мы даже пару дней поныряли “так” и, обменявшись контактами, все улетели домой.

На Родине мы продолжили общение с группой и решили непременно продолжить наши подводные подвиги. Списавшись с нашей дайв-мастером, договорились о прохождении курса AOWD с ее участием и в октябре 1999 года мы опять прибыли в Хургаду. AOWD прошел весело и успешно, я был поражен красотой ночного моря в своих первых погружениях. Случился правда один инцидент — на одном из глубоких погружений у меня начал барахлить регулятор (с высоты прожитых лет — первая ступень отчаянно нуждалась в обслуживании) и я натерпелся страху находясь на 35-ти метровой глубине и высасывая воздух из вторых ступеней (с высоты прожитых лет — азотка, возникающая когда что-то идет не по плану). Из того дайва я вышел перепуганный и с большим внутренним вопросом зачем ходить так глубоко. Мы поныряли пару дней “так” и разлетелись по домам.

Кризис 1999 года

По возвращении домой нас всех накрыло кого бизнесом, кого чем-то еще. Так или иначе, на какое-то время стало не до ныряния. Помимо экономических причин были еще и семейные так, что купленные по прохождению курса AOWD ласты и боты пролежали вместе с маской аж до 2005 года, когда, наконец собравшись с духом, было решено продолжить с дайвингом. К тому моменту я, к сожалению,  перестал общаться с первоначальной группой — часть из них уехала, часть тоже прекратила нырять, иногда очень жаль, так как было весело, но контакты большинства недоступны…

С решением помогла первая супруга, дайвер с того же периода и тоже остановившаяся на какое-то время, и один друг, который, в отличие от меня, не прекращал нырять, обзавелся собственным снаряжением и спокойно давал его пользовать. Особенно настаивал про собственный регулятор, который был только его, проверенный и обслуженный, так как мое ужасающее описание азотки на 35-ти слушать уже не мог.

Погрузив свою и взятую взаймы снарягу мы отправились в славный город Сафагу для возобновления подводной экспедиционной деятельности. 5 дней в немецком дайв-центре прошли почти мгновенно — стоял ранний ноябрь 2005 года и дайв-центр был переполнен немецкими пенсионерами. Такие типажи у нас обычно сидят с платочками на головах на лавочках у подъездов и перетирают всем кости или играют в домино, а мы их увидели на дейли-боте, одетыми в неопрен и, видимо, перемывающими кому-то кости (кому? — на немецком было не понятно) в ожидании брифинга и погружений. Чек-дайвы прошли без проблем, регулятор друга уверенно работал на 36-ти метрах, а немцы умилялись от нашей романтичности так как “ты так мило держал ее за руку в том гроте на 36-ти метрах”. Эх, знали бы они кто там кого держал, хорошо что не видели размера моих глаз…..

Фото из facebook Алексея Клюева

Во все тяжкие

Вернувшись было решено продолжить нырять так как мои страхи имели явно техногенный характер, базовые навыки не пропали, а море по-прежнему звало. Пройдя курс Nitrox, приступил к выполнению.

Было несколько набегов на береговой Египет, был набег на береговые Филиппины. Работая на международную компанию, выяснил, что несколько коллег тоже ныряют и готовы добавить пару дней отпуска к командировке, чтобы посмотреть как там под водой, поэтому небольших набегов на разные места было довольно много (Ямайка, Пуэрто-Рико, Багамы, Мексика). Начал подкупать свою снарягу. Была поездка в Центр Подготовки Космонавтов и погружение на макет станции МИР. Прошел семинар по плавучести. Но самое главное — начались сафари.

В первый свой «сафарь» попал почти случайно — обсуждали с коллегой, как провести целую неделю на Пуэрто-Рико после деловой конференции. Проведя подсчет выяснилось, что «сафарь» на неделю в американских водах даже с учетом больших чаевых почти в 2 раза дешевле, чем нырять с берега. Не пожалели ни разу — отлично проведенная неделя, очень дружественный и профессиональный состав как персонала, так и гостей. Корабль вообще фантастика — Nekton Pilot имел переменное водоизмещение и поперечная качка на нем не чувствовалась вообще. К сожалению круизная компания разорилась в 2010-м году и я не смог найти текущих владельцев.

Сафари в американских водах это вообще что-то: корабль приходит на точку, якорится, всех собирают и выдают брифинг и сообщают, что тут мы стоим 4 часа. После чего открывается дайв-палуба. Хочешь иди сам со своим бади, хочешь — только скажи и кто-нибудь из персонала (ныряют ВСЕ от капитана до уборщиц) с удовольствием идут с тобой. В таких поездках сделать 24-25 дайвов в неделю не составляет никаких проблем

Потом были сафари по Египту (Brothers, St Johnes много раз), собралась группа любителей самостоятельного отдыха и с 2010-ого мы стали ездить в Индонезию, побывали на Мальдивах и, 2015-ом году, в эпичной экспедиции в Мексике, где поныряли и в сенотах и сходили на острова Сокоро в Тихом Океане, с его крупными животными, пачками акул и прибоями на 25-ти метровой глубине. Под конец экспедиции мой компьютер показывал более 400 дайвов.

Фото из facebook Алексея Клюева

Жесткая посадка

4 мая 2015 года я попал в ДТП. Мой мотоцикл был подрезан таксистом, и в результате я получил травму спинного мозга. Помню как доставили в больницу, помню перепуганное лицо моей невесты, помню путь в операционную…

Пришел в себя через месяц. Ноги не работают. Даже тело ниже груди не работает. Все, что внутри работает на внутреннем “автопилоте”. Еще через месяц после активной реабилитации коллеги и друзья собрали денег на транспортировку и реабилитацию в Германию. Там узнал новое слово: параплегия и прогноз: неопределенный…

На первых занятиях ЛФК тренера приветливо знакомились и интересовались моими увлечениями. Тренера — сплошь молодые и жизнерадостные, но иногда мы не понимали друг-друга — я не умею по-немецки, а их английский хорош только для работы. На второй день я приехал на очередную тренировку и отвечая на вопрос об увлечениях сказал что я дайвер, судорожно вспоминая как это по-немецки. Тренер тут же загорелся:

— Правда?! Давно? А где был? А у нас в Египте был? А на Эльфенстоуне? А еще где? — с Тамером было приятно пообщаться: египтянин, говорящий на 4-х или 5-ти языках, инструктор по дайвингу.

— Ты в курсе, что это (показал на неработающие ноги) не является ограничением для дайвинга? — сказал Тамер уже на второй тренировке

— Да, но до моря надо еще добраться да и толком плавать пока не могу — вяло отбивался я

Вернувшись из Германии я поступил в еще один реабилитационный центр в Москве. На второй неделе мой лечащий врач сказал что к ним поступила пациентка, которая ныряет, несмотря на параплегию. Познакомившись с ней выяснилось, что Светлана стала дайвером уже после травмы, дошла до уровня AOWD и, при поддержке мужа и сына, тоже довольно уверенно поныряла по миру [скорее всего Алексей имеет в виду Светлану Фомичеву. Прим ДК]. В общем знаков было много, но я был занят, как мне казалось, выживанием…

Долгая дорога назад

2015-й пролетел в борьбе за выживание и восстановление. 2016-й тоже пролетел в выцарапывании хотя бы части прежней жизни: начал ходить в бассейн, переучился на ручное управление и опять сел за руль, работал, при помощи и крайне активном участии невесты и друзей приспосабливался и приспосабливал среду к своим возможностям. В 2017-м году начал опять летать в командировки. Сильно реже чем “до”, тем не менее было очень важно ощутить радость встречи от коллег не по телефону, а в живую.

На день рождения 2017-ого года невеста преподнесла подарок — пробное погружение с аквалангом для инвалидов. Наташка перекопала весь русский интернет несколько раз, связалась с моими инструкторами, тем не менее нашла дайв-центр, который обучает инвалидов нырять. Собирался пару месяцев.

В дождливый день августа 2017-ого года мы прибыли в Подводный клуб ЦСК ВМФ с Наташкой и Барбарой. Наташка отказалась нырять несмотря на полученный OWD и наша подруга Барбара согласилась выполнять роль бади поддержки. Познакомившись лично с командой дайв центра мы пошли разбираться как со всем этим нырять. Правда скоро выяснилось, что сначала надо еще придумать как:

  1. Влезать в костюм (попытка натянуть его в воде вызвала приступ паники у участников процесса — помогла смекалка и оставленный кем-то шампунь)
  2. Как собрать скубу (руки все помнят, но от меня осталась только треть работающих мышц — оказалось что решаемо)
  3. Как надеть скубу (черная магия. Тело не гнется там где и как надо, требуется помощь бади)
  4. Сколько надо грузов (было 4, а сейчас как и куда в мое крыло без карманов)
  5. Куда вешать грузы (я привык на пояс, инструктора пытались повесить все на скубу)….

Надо отдать должное Борису и всей команде дайв-центра, так как выдержку и спокойствие они могут консервировать и продавать. Меня довольно сложно убедить делать что-то не по-моему, пока я сам не попробую и не набью себе шишек. Да и, обычно немногословная, Барбара, пытавшаяся внять поток инструкций как именно надо поддерживать инвалида под водой явно местами кипела и крайне выразительно показывала, что все это ей начинает не сильно нравиться. У неподготовленного наблюдателя это обычно вызывает непреодолимое желание скрыться причем быстро.

Разобравшись со всем и пройдя брифинг, свалившись в воду настал момент истины — инструктор показал “вниз”…

Сдулись, упали на дно. Следующие минут 20 ушли на затягивание ремней, перекладывание грузов так, чтобы они не сильно мешали балансу и транспортирование меня “под белые ручки” при помощи бади. Последнее было как-то особо унизительно, так как от меня всего-то требовалось быть бревном, а Барбара изо всех сил пыхтела и толкала меня под баллон.

В конце концов мне надоело и, вырвавшись из цепкой хватки бади я попробовал перемещаться самостоятельно. Инструктора было бросились на помощь и активно показывали Барбаре, что ее задача меня таскать, но Барара крайне красноречиво показала всем что если у них есть медстраховка, то они могут попробовать конечно меня потаскать, а вот ей явно сказали отвалить.

Разобравшись с балансом, я сделал несколько неуверенных гребков руками, попробовал зависнуть, сделал несколько пробных pivots и, наконец, поплыл поперек бассейна. Все вроде работало — ноги не тонули, позволяя находиться в горизонтале, эффективности рук, конечно, было мало, но достаточно для передвижения, а навыки с дыханием никуда не делись. На втором или на третьем круге я осознал что тут могу самостоятельно перемещаться в 3-х измерениях – что-то недоступное уже несколько лет там, на воздухе…

Продолжение следует…

,