Который год занимаясь темой дайвинга для людей с инвалидностью, я продолжаю открывать для себя все новые и новые примеры того, как люди преодолели границы и рамки, выстроенные обстоятельствами. Это воодушевляет и мотивирует, как например, история Джона Лоусона – первого в мире инструктора по дайвингу с ампутацией обеих рук.
Есть стереотип о комиках, что в жизни они все печальные люди. Но есть новая версия «грустного клоуна», который смеется на виду у других, утопая при этом в своих внутренних страданиях. Да, даже в страдании есть доля юмора. И иногда происходит, так, что те люди, у кого ситуация хуже некуда, находят силы, чтобы подшутить над этим миром, чтобы раскрыть остальным глаза, на то, что всё не так уж плохо.
Если так, то Джон Лоусон (John Lawson), должно быть, самый смешной грустный клоун в Америке. Жизнь принесла ему немалую долю страданий: когда ему было 30 лет (в 1987 году), электрический разряд прошел по металлическому шесту, который он использовал, как удлинитель, чтобы покрасить водяной бак. Ток пробил сквозь тело Джона, обжаривая его руки и грудь, и вышел через ягодицы. Он провел четыре месяца реабилитации в Центре ожогов Джейси в Северной Каролине и был выпущен после того, как научился управлять двумя металлическими крючками вместо рук. Последствия аварии были больше, чем непосредственный физический ущерб: брак Джона распался, а его мечты о карьере певца и пианиста оказались невозможными.
Ещё в госпитале проявилась способность Джона видеть смешное в своем бедственном положении. «Когда я валялся в больнице, медсестры все время болтались в моей комнате, потому что я все время заставлял их смеяться», — говорит Джон, рассказывая о своих месяцах выздоровления после потери рук и половины задницы.
«Врачи и психиатры сказали, что я являюсь классическим случаем отрицания действительности, и предсказали, что у меня будет полное психическое расстройство в течение двух лет.
Этого еще не произошло, и это ужасно, потому что для мня было бы неплохо иметь нервный срыв… Я мог бы как-то воспользоваться этим свободным временем!»
Когда вы всюду гордо ходите с двумя металлическими крючками вместо рук (Джон часто носит короткие рукава), вы сталкиваетесь с множеством бесцеремонных вопросов от любопытных. Кто-то напротив, начинает избегать контакта. Но свойство характер Джона –развлекать, и он, кажется, воспринимает эти сложности взаимодействия как возможность установить позитивный контакт. «Я знаю, что вы собираетесь меня спросить, – шутит он кому-то, запнувшемуся в своем вопросе, – а ответ: «осторожно и с большим количеством туалетной бумаги».
Джон стал участником фильма «В погоне за счастьем» (Pursuing Happiness), проекта, посвященному людям Америки, живущим счастливо, невзирая на невзгоды и испытания, выпавшим на их долю.
В кино Джон играл главным образом в эпизодических ролях, в которых обыгрывалась его ампутация – ветерана в «The Kill Point», продавца фейверков в «Meet Monica Velour». Чаще ему приходилось играть плохих парней, таких как злодей священник, бандит или член религиозной секты.
В некоторых моих прошлых ролях эксплуатировалась тема моих крючков, протезирования рук или же моих культи использовались для специальных эффектов.
Свой первый курс дайвинга PADI OWD Джон прошел в 1995 году, а в 1996 уже прошел курс rescue diver в CINCINNATI SCUBA & AQUATICS в Огайо у инструктора Joseph P. Jackson, Jr. (PADI #35379).
Дайвмастером Джон стал в 1997, а инструктором – в 1998 году (PADI #154314), став, таким образом, первым в мире инструктором по дайвингу с ампутацией обеих рук.
К сожалению, мне не удалось выйти на связь с Джоном, чтобы получить подробности его пути по ступеням дайверской лестницы от OWD до инструктора. Но я не теряю надежды получить ответы на свои многочисленные вопросы. Действительно, ситуация выглядит фантастической, и мне трудно представить, как Джону и его курс-директору удалось пройти программу подготовки инструкторов, соблюдая стандарты. В отсутствии информации остается довериться Службе контроля качества PADI.
Судя по косвенным признакам, Джон не занимался инструкторской практикой. Скорее всего, статус инструктора был необходим ему, чтобы получить самоудовлетворение от достижения этой вершины. Укрепить уверенность в своих силах. Кроме того, можно предположить, что звание первого в мире инструктора по дайвингу с ампутацией рук помогало ему в его общественной деятельности по продвижению интересов актеров с инвалидностью, которой он занимается на протяжении многих лет.
В последствии Джон также стал инструктором HSA (#CD06-1240), ассоциации, разрабатывающей методики подготовки, и обучающей инструкторов по дайвингу работе с дайверами с инвалидностью. Он выступал как мотивационный спикер на тему доступности дайвинга для людей с инвалидностью. Участвовал в 2000 году в переоборудовании лодки Kona II – первой лодки флота Aggressor, полностью доступной для дайверов с ограниченными возможностями здоровья.
Абсолютно бессмысленно оценивать достижения Джона по количеству обученных им дайверов. Его заслуга в другом – он доказал себе и другим, что человек может преодолеть обстоятельства и совершить невозможное. Труден этот путь и нет верного рецепта успеха, но есть то, без чего не возможно дойти до цели: нужен тот самый первый шаг.