Главная страница » Статьи » Откровенный разговор про дайвинг с Ирой Чебаревой

Откровенный разговор про дайвинг с Ирой Чебаревой

Благодаря Благотворительному Фонду «Подари Любовь Миру» мне предоставилась возможность удовлетворить любопытство к дайвингу 14-летней Иры Чебаревой. Это замечательно, поскольку, чем раньше человек испытает удивительные возможности, которые дарит дайвинг, тем больше у него шансов изменить свою жизнь к лучшему. Я очень поддерживаю привлечение молодых людей к дайвингу, к дайвинг-путешествиям и дайвинг-приключениям.

В 2010 году Ира, которой был всего один год, попала в страшную аварию, в которой она потеряла родителей и получила тяжелую травму позвоночника с повреждением спинного мозга.

Ирина Чебарева – маленькое чудо с огромным сердцем, большая часть жизни которой прошла в инвалидной коляске. Но это не мешает девочке вести активный образ жизни: Ирина обожает петь, играет на флейте, прыгает с парашютом, плавает с дельфинами, а также является чемпионом России по спортивным танцам на инвалидных колясках.
Международный Благотворительный фонд «Подари Любовь Миру»

Ирина прислала мне вопросы, на которые я ответил с максимальной прямотой и откровенностью. Буду рад, если мне удастся укрепить ее интерес к подводному миру. А если она захочет попробовать погрузиться с аквалангом, то мы с коллегами в этом ей обязательно поможем.

Ответы на письмо Ирины были опубликованы в 9 выпуске журнала «Агрегатор счастья» 2021. Поскольку тираж журнала ограничен, я размещаю свои ответы Ирине здесь, в своем блоге полностью.

1. Я слышала такое понятие как парадайвинг, правильно ли так говорить, и что дают занятия дайвингом людям с инвалидностью?

Уважаемая Ира, рад твоему интересу к дайвингу. Я занимаюсь погружениями с аквалангом уже более 20-ти лет и мне нисколько не наскучило. Более того, я всегда стремлюсь зазывать с собой в подводный мир тех, кому это действительно интересно.

Знаешь, я тоже слышал термин «парадайвинг» (или «инвадайвинг»), который используют для обозначения погружений с аквалангом людей с инвалидностью. Я сам не использую это слово, более того, я считаю его ошибочным и вводящим в заблуждение. Люди с инвалидностью, если пройдут обучение, могут погружаться под водой наравне со всеми. Они следуют единым правилам поведения под водой, соблюдают общие требования безопасности. Они такие же дайверы, как все.

Если человек с инвалидностью может управлять автомобилем, прошел обучение и сдал на права, то он же – водитель. Он ездит по тем же дорогам, как все, соблюдает общие Правила дорожного движения. Да, ему могут понадобиться специальные приспособления для управления автомобилем, но во всем остальном, он водитель, как все. Никто не называет его «пара-водитель» или «инва-шофер».

По моему глубокому убеждению, в дайвинге – все дайверы. И это мнение разделяют со мной инструкторы Великобритании, Италии, Германии, Израиля, Египта, Нидерландов, США – тех стран, с которыми я сотрудничаю. Нигде в этих странах нет понятия для дайвера с инвалидностью, такого, как «paradiver» или «invadiver», только diver.

А что касается того, что дают людям с инвалидностью занятия дайвингом, то, я считаю, правильно спрашивать у них самих. Опыта и впечатлений набралось уже много, так как дайверов с инвалидностью все больше и больше. Лучше получать информацию из первых рук, а не в чьём-то пересказе. Вот тебе пару ссылок на видео, в которых участники проекта Open Water Challenge делятся тем, что принес в их жизнь дайвинг:
Дайверы с инвалидностью. От первого лица.
Рассказы дайверов с инвалидностью об участии в дайвинг-сафари.

2. Какие курьезные случаи были в вашей практике?

Конечно, курьезных, смешных случаев предостаточно. Недаром лозунг любительского дайвинга Diving is Fun, что можно перевести как «Дайвинг – это наслаждение». Но зачем тебе слушать рассказы других о том, как они получали удовольствие от погружений с аквалангом? Лучше попробовать самой. Мы с коллегами приглашаем тебя.

3. Что дает вам и вашим друзьям-волонтерам дайверам занятия с людьми с инвалидностью? Вы же тратите свое время – самый ценный ресурс.

Я не могу ответить за моих коллег и единомышленников, что им дает занятие с людьми с инвалидностью. А выдумывать не хочу. Полагаю, что у каждого есть свои причины тратить бесценное время своей жизни (в этом ты абсолютно права) на волонтерскую работу с дайверами с инвалидностью.

Что касается меня, то я занимаюсь обучением дайверов с инвалидностью и организацией для них дайвинг-путешествий потому, что мне это нравится. Мне вместе с моими учениками (а многие из них стали моими друзьями и единомышленниками) интересно делать то, что никто из людей с инвалидностью прежде в российском дайвинге не делал. 

Вместе мы создаем захватывающие мотивирующие истории о том, как человек, ограниченный в физических возможностях на суше, обретает свободу передвижений под водой. Мы вместе с дайверами расширяем границы возможного для людей с инвалидностью.

Для того, чтобы увидев их достижения под водой, люди сказали, «А что, так можно было?».

4. Расскажите пожалуйста интересные факты о дайвинге.

Знаешь, я веду блог, посвященный дайвингу для людей с инвалидностью. Там много информации, я бережно собрал ее в одном месте, чтобы люди нашли ответы на свои вопросы. Он расположен здесь.

Но чтобы разжечь твое любопытство к подводному миру и убедить, что погружения с аквалангом безопасны, я скажу, что люди с инвалидностью начали погружаться под воду в начале 50-х годов прошлого века, вскоре после изобретения акваланга Жаком-Ивом Кусто. А первый курс обучения дайверов с инвалидностью состоялся в 1974 году в Израиле. С тех пор тысячи людей по всему миру изучили дайвинг и ограничения возможностей здоровья не стали для них препятствием.

5. Я давно изучаю вопросы сбережения нашей Планеты и читала об опыте, когда дайверы вывезли 10 тонн мусора с городского пляжа. Участвуете ли вы в таких экологических акциях?

Все дайверы участвуют в очистке водоемов. Есть даже специальный день для этого – «День очистки водоемов», который проходит в России в первые выходные июня. У крупнейшей в мире дайверской ассоциации PADI есть постоянно действующая инициатива «Дайверы против мусора», в которой принимают участие и дайверы с инвалидностью. Примеры того, как это выглядит, ты можешь увидеть на этих фото.

6. На какую самую большую глубину вы ныряли?

70 метров. Но чтобы увидеть красоту подводного мира не обязательно нырять глубоко. Самые яркие краски обычно на глубине до 10-15 метров, куда проникает солнечный свет. Эта глубина вполне доступна даже начинающим дайверам.

7. Что для вас счастье? Поделитесь, пожалуйста, своим рецептом счастья.

Я склоняюсь к мысли, что счастья нет рецепта. Это состояние, которое глубоко индивидуально для каждого. Два человека, проживающих схожую жизнь, могут испытывать противоположные чувства: один быть вполне счастлив и наслаждаться жизнью, другой – глубоко страдать и чувствовать себя совершенно несчастным.

Я счастлив сейчас, хотя моя жизнь не проста и утрат в ней немало. Но препарировать свое состояние, расчленять его на части, на составляющие, чтобы проанализировать, я не стану. Да и зачем тебе 14-летней девушке рассуждения о жизни 58-летнего мужчины. Твое счастье будет только твоим и не похожим ни на чье другое.

А когда ты услышишь, что кто-то вот-вот поделится рецептом своего счастья, поскорей заткни уши: сейчас либо скажут избитую банальность, либо высокопарную глупость.

8. И очень надеюсь, что скоро сбудется моя мечта, и я тоже познакомлюсь с подводным миром.

Это наверняка, станет возможным в случае, если ты сменишь мечтание на стремление. Стремление – это действие, а мечтание – состояние, в котором можно находится бесконечно долго. Люди порой всю жизнь мечтают выучить английский, посетить Париж или нырнуть с аквалангом, но, переполненные своей мечтой, ничего не делают для ее реализации.

Все у тебя получится, к чему ты будешь стремиться.

Удачи!