Главная страница » Статьи » Адаптивные техники погружения дайвера с ампутацией рук и ног

Адаптивные техники погружения дайвера с ампутацией рук и ног

Самостоятельное погружение Дмитрия Павленко в Y-40 Deep Joy в начале октября 2019 произвело сильное впечатление на DDI (Disabled Divers International). В DDI есть опыт работы с дайвером с ампутацией рук и ног – в 2015 году Mark Slingo провел обучение и сертифицировал канадца Daniel Ennett, присвоив ему Assistance Requirement Levels 3. Это означало, что Daniel может совершать погружения в сопровождении 3 взрослых дайверов, один из которых должен быть профессионалом DDI. Но уровень независимости Дмитрия под водой не укладывался в привычную для DDI схему.

DDI обратилась с просьбой рассказать, какие адаптивные изменения в технике погружений и в оборудовании были использованы, что позволило мне сертифицировать Дмитрия, как дайвера с Assistance Requirement Levels 2. Я направил в DDI перечень решений, которые мы с Дмитрием апробировали во многих погружениях в течение двух с половиной лет. Сейчас наш пример используется в Pro курсах DDI, как демонстрация комплексного подхода к применению адаптивных техник в дайвинге. Я рад, что наш опыт пригодится другим инструкторам и другим дайверам в поисках оптимальной конфигурации оборудования и наиболее эффективной техники погружений.

Надо сказать, что Assistance Requirement Levels 2 означает значительно больший уровень самостоятельности дайвера, чем Levels 3. Дайвер с ARL 2 уже может совершать погружения с двумя напарниками, один из которых может быть либо профессионалом DDI, либо иметь подготовку DDI Assistant diver, которая базируется на уровне rescue обычных ассоциаций. Это говорит о признании возможности дайвера решать самостоятельно под водой многие вопросы, связанные с его погружением. В течение двух лет мы с Дмитрием постоянно искали способы повышения его независимости под водой, и эти поиски не прекращаются.

Прежде, чем начинать работу с Дмитрием Павленко, я внимательно изучил все доступные примеры обучения дайверов с ампутацией рук и ног. Их оказалось не так много – всего 4 на тот момент (впоследствии прибавился собственный опыт с Дмитрием, и освоил дайвинг бразилец Marcos Rossi) История погружений Daniel Ennett достаточно подробно представлена благодаря серии видео, которая была снята про него. Но нам предстояло создать свою историю погружений.

Адаптивные техники, используемые Дмитрием Павленко при погружении

Полнолицевая маска

Полнолицевая маска дает возможность Дмитрию самостоятельно выравнивать давление при погружении.

Начинали мы с обычной маской. Дмитрий освоил снятие маски под водой, очистку маски от воды. Но выравнивать давление сам не мог. Развить навык выравнивания сглатыванием не получилось – дает себя знать травма после взрыва гранаты.

На первом курсе и на последующих погружениях в Красном море, Дмитрию помогали выравнять давление его напарники – либо я, либо Дмитрий Челноков. Но это было дискомфортно для всех и затягивало процесс спуска. Более того, постоянное вмешательство со стороны в погружение сбивало у Дмитрия контроль за плавучестью.

Переход на полнолицевую маску позволил снять проблему выравнивания давления и обеспечил Дмитрию новый уровень самостоятельности. Именно тогда и родилась идея о мировом рекорде глубины самостоятельного погружения.

Грузики на плечевых лямках компенсатора

Мы много экспериментировали с развесовкой. Нашей цель было добиться такого состояния, чтобы Дмитрий мог сам под водой переходить из вертикального состояния в горизонтальный трим и обратно. В вертикальном состоянии ему удобнее отдыхать и общаться, в горизонтальном триме меньше сопротивление при движении.

Решение было достигнуто путем подбора грузиков, закрепленных на плечевых лямках компенсатора (видны на фото вверху). Для соленой воды 300 грамм оказалось оптимальным весом.

Компенсатор с системой i3 с увеличенным рычагом

Еще одним препятствием для Дмитрия в достижении самостоятельности при погружении и всплытии было отсутствие возможности управления подачей и стравливанием воздуха в/из компенсатора плавучести. Дмитрий ещё мог на некоторых моделях пультов инфлятора нажать кнопку поддува, но стравить воздух у него уже не получалось.

Я уж было задумался над изготовлением на 3D принтере пульта инфлятора с увеличенной кнопкой поддува и специальными выступами. Таким образом, чтобы Дмитрий, схватив пульт двумя руками, мог потянуть его от себя и тем самым открыть плечевой клапан инфлятора. Выступы должны были удержать руки Дмитрия от соскальзывания с пульта при натяжении. Но решение нашлось быстрее – Евгений Спиридонов (RuDive) посоветовал обратить внимание на компенсаторы Aqualung с системой контроля плавучести i3.

Пульт управления системой i3 расположен с левой стороны. Принцип действия достаточно прост: рычажок вверх – в крыло поступает воздух из баллона; рычажок вниз –  одновременно открываются два задних клапана (нижний и верхний), воздух из крыла выходит. Клапаны управляются посредством тросиков, проходящих внутри воздушной камеры. 

Настоящим подарком, в прямом и переносном смыслах, стало то, что компания Тетис подарила Дмитрию компенсатор Aqualung Axiom i3, в котором он успешно достиг всех намеченных глубин.

На первых испытаниях компенсатора короткий, предназначенный для управления пальцами, рычаг был «усилен» обычной столовой ложкой (на фото вверху). Впоследствии было изготовлено несколько вариантов рычага на 3D принтере.

Плавники–»бабочки» на плечах

Увеличить эффективность гребков руками можно было, увеличив площадь воздействия на воду. Для этого надо было изготовить приспособление, которое, с одной стороны, увеличит давление на воду при гребке, с другой стороны, не будет мешать Дмитрию выполнять остальные действия руками: выравнивать давление, контролировать воздух в компенсаторе, показывать знаки и т.д.

По этой причине не подходили ни лопатки Bolster Paddles FINIS, США), которые использовал Marcos Rossi, ни «крылья», которые применяла Christine Kaestle (автор Джим Хосер, Hilltop Diving, Пенсильвания, США). За основу была выбрана конструкция Swim Fin Kit (TRS, США), которая используется для плаванием кролем пловцами с ампутацией кисти.

Плавники–»бабочки» были перенесены с предплечья на плечо. Вместо эластичного жгута, пережимающего руку, крепление осуществляется с помощью ленты липучки Велкро – текстильной застежки – одна часть которой пришита к рукаву гидрокостюма. Форма крыльев менялась в процессе испытаний. В конце концов остановились на крыле, вытянутом вперед, что обеспечивает достаточную опорную площадь, увеличивает рычаг и не делает плавники излишне громоздкими.

Плавники–»бабочки» изготовлены Арменом Саркисяном, ООО «СПТМ-орто М», Москва.

Индивидуальный гидрокостюм с шлейкой для компьютера и липучками для плавников

Гидрокостюм изготовлен Дмитрию на заказ. Дмитрий самостоятельно надевает его, ему нужна только помощь, чтобы застегнуть молнию.

На левом рукаве установлена шлейка для компьютера. Шлейка исключает соскальзывание компьютера с руки во время гребков. Шлейка расположена так, чтобы Дмитрию было удобно контролировать показания компьютера во время погружения.

На обеих рукавах пришиты ленты текстильной застежки для крепления крыльев-«бабочек».

Брасовый ремень

На компенсаторе установлен брасовый ремень (crotch strap).

Я рекомендую всем дайверам, использующим руки для движения под водой, устанавливать брасовый ремень. Это связано с тем, что конфигурация BCD и способ его подгонки по фигуре не предполагает, что дайвер будет интенсивно работать верхней частью тела.
Да, липучка на поясе плотно охватывает корпус дайвера, поясной ремень усиливает сжатие – все это исключает движение, «ерзанье» компенсатора вдоль тела. Но все меняется, если дайвер гребет руками.

Делая эффективные гребки при плавании под водой (а эффективны гребки, сделаные широкими движениями рук из положения вперед через стороны), дайвер за счет работы плеч сдвигает компенсатор с места. И тот начинает немного скользить взад и вперед вдоль тела дайвера вместе с движением его рук. Как правило, компенсатор поднимается чуть выше к голове от исходного положения. Это ведет к некоторому нарушению баланса, который может быть и не заметен для дайвера с работающими ногами в ластах. Если бы с ним такое случилось, он бы автоматически компенсировал это нарушение за счет работы ног. Но иная ситуация для дайвера с параплегией или ампутацией ног. Для него этот дисбаланс будет заметен, и будет дайверу мешать.

Брасовый ремень позволяет удержать компенсатор в нужном положении на корпусе дайвера и сохранить ему полный контроль над плавучестью.

Специальные знаки для общения под водой

Мы с Дмитрием разработали свои знаки для его общения с нами под водой. Это связано с тем, что во многих дайверских знаках задействованы кисти рук и пальцы, которых нет у Дмитрия. Напарники, говоря Дмитрию, используют традиционные знаки подводного общения. Дмитрий отвечает теми, которые адаптированы к его возможностям.

Дополнительные возможности для общения под водой дает полнолицевая маска, которую использует Дмитрий. Даже без переговорного устройства на небольшом расстоянии напарник может слышать его голос.

Вход в глубокую воду с лодки из положения сидя

Вход в глубокую воду с дайв-бота осуществляется из «положения сидя». С зодиака Дмитрий входит в воду опрокидыванием назад.

Выход из глубокой воды на лодку с помощью каната

Выход из глубокой воды на дайв-бот осуществляется с помощью каната без оборудования (см. на фото) с страховкой снизу.

Идеи на перспективу

  • Применение подводного буксировщика, устанавливаемого на баллон.
  • Применение ласт, изготовленных по принципу «русалочного хвоста».
,