«Нет причин, по которым дайвер-инвалид должен быть только пассажиром в дайвинг-клубе…
Если бы половина наших клубов приняла в свои члены одного инвалида и научила его нырять – это было бы фантастическим достижением.»
Этот призыв прозвучал в 1974 году в докладе Николаса Флеминга (Nicholas Flemming), всемирно известного подводного археолога, на конференции Британского подводного сообщества (BSAC).
Рассказ об истории дайвинга для людей с инвалидностью в России приходится начинать с зарубежной практики, поскольку именно она стала источником открытия того, что дайвинг для российских инвалидов доступен.
45 лет назад Николас выступил с рекомендациями для руководителей дайвинг-клубов Великобритании о том, как обучать дайвингу людей с инвалидностью. Несколькими месяцами ранее, в июле 1974 года, он вместе с врачом Иегудой Меламедом (Yehuda Melamed) провели первый в мире курс обучения дайверов с ограниченными возможностями здоровья. Участниками этого курса были шесть ветеранов ВС Израиля, получившие тяжелые увечья: ампутации ног, различные травмы позвоночника, приведшие к параличу.
Николас Флеминг отлично знал, о чем говорил и что делал. В 1969 году в результате автомобильной аварии он был парализован от поясницы. Но для молодого подводного археолога продолжать нырять с аквалангом было острой необходимостью и смыслом жизни. В 1970-73 гг. он исследовал возможности для занятий дайвингом для людей с инвалидностью. Апробацию техники погружений он проводил на себе, максимально следуя требованиям нормативов BSAC. В 1974 году Николас представил созданный им курс обучения инвалидов дайвингу вице-президенту BSAC Алексу Флиндеру.
Так, Флеминг и Меламед, будучи сами увлеченными дайверами, открыли в 1974 году новый этап развития дайвинга – обучение дайвингу людей с ограниченными возможностями здоровья.
Примерно в это же время, в 1975 году, в другой части планеты молодой Джеймс Гатакр (James Gatacre) организовал первый в США курс по подводному плаванию для людей с ограниченными возможностями в Калифорнийском университете в Ирвине (UCI).
Также как и для Флеминга, тема дайвинга и инвалидности была лично близка Джеймсу: в 1972-м, посещая колледж, он получил травму правой руки, из-за чего она осталась частично парализованной. Джеймс начал заниматься дайвингом в 1973 с целью психологической реабилитации, чтобы восстановить свою самооценку, пострадавшую из-за того, что он стал «не такой как все».
То что начиналось им как исследовательский проект в кампусе UCI, где Джим Гатакр изучал биологию и социологию, в последствии стало HSA (Handicapped Scuba Association) – крупнейшей и наиболее авторитетной в мире ассоциацией по обучению дайверов с инвалидностью.
А в это время…
А в это время в России, которая была частью Советского Союза, ничего подобного для граждан с инвалидностью в области дайвинга не делалось, и делаться в принципе не могло.
«Гражданское» подводное плавание с аквалангом стало развиваться в СССР в начале 60-х годов. Проходило оно по линии ДОСААФ – Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Цель ДОСААФ — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовка трудящихся к защите социалистического Отечества. Очевидно, что инвалидам не могло быть места в рядах советских аквалангистов:
Подводное плавание, владение аквалангом наравне с некоторыми другими видами спорта, имеет серьезное значение для массовой подготовки допризывной и призывной молодежи к службе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, а также народнохозяйственное.
Сборник «Спортсмен-подводник», 1975 год.
Открытая вода 90-х
В начале 90-х годов произошел развал системы военно-технических видов спорта СССР, подводное плавание освободилось от опеки ДОСААФ. Появилась возможность для дальнейшего развития дайвинга вне жестких рамок подготовки к трудовому или боевому подвигу. Погружения с аквалангом стали просто формой активного отдыха, источником положительных эмоций от познания окружающего мира. Расширилась аудитория аквалангистов. Теперь, помимо физически крепких мужчин и женщин, попробовать себя в роли подводного путешественника могли и дети, и пожилые, и люди с инвалидностью.
Конечно, всё это произошло не в один день. И не сразу дайвинг в России открылся для инвалидов. Но приход «западных» обучающих дайвинг-ассоциаций, провозгласивших, что «Diving is Fun», изменил сам климат в подводном сообществе. Стало очевидно, что этот «fun» доступен для всех (при наличии разрешения врача), и то, что раньше для кого-то было невозможным в силу ограничений здоровья, теперь могло стать реальностью.
Тогда, в 90-е, в мире уже сложилась практика обучения дайверов с инвалидностью, был опыт организации погружений и дайвинг-путешествий. Существовали программы подготовки инструкторов для работы с дайверами со специальными потребностями:
- Программы Handicapped Scuba Association (HSA, создана в 1981 году) за первые 25 лет её существования прошло более 5000 инструкторов и дайверов в 45 странах.
- International Association for Handicapped Divers (IAHD, основана в 1993 году) к 2008 году подготовила и сертифицировала более 5500 дайверов и специалистов по дайвингу по всему миру.
- Scuba Trust (создана в 1996 в Великобритании) – одна из ведущих дайвинг-организаций, которая помогает людям с ограниченными возможностями (и их друзьям) учиться подводному плаванию. Подготовлено более 700 дайверов с инвалидностью в Великобритании.
На протяжении 2000-х в мире активно создавались ассоциации и клубы (национальные и международные), которые занимались «инвалидным» дайвингом: IDDA, Deptherapy, Dive Pirates, DiveHeart, SUDS, Wet Wheels, Etgarim, Scuba Trust, Dive Ability, IAHD Adriatic и другие. Со временем создали профессиональные инструкторские специализации «адаптивного дайвинга» и ассоциации, изначально ориентированные на физически здоровых дайверов: SSI, SDI, CMAS, PADI.
Кузница кадров
Первый инструкторский семинар в России по подготовке инструкторов для работы с дайверами с инвалидностью провела Handicapped Scuba Association. Всего основатель HSA Джим Гатакр провел в России три семинара:
Я провел курсы подготовки инструкторов Instructor Training Courses в России в 1991 (еще в СССР), 2001 (на базе клуба «Акванавт». Прим. ДК) и 2011 (RuDive. Прим. ДК). В 1991 все оборудование для дайвинга было военного образца, в классе на 10 человек было всего три с половиной гидрокостюма, никаких дайвинг-магазинов нигде.
Затем, и другие обучающие ассоциации провели свои программы:
- Инструкторский курс IAHD провел Флемминг Тайг (Flemming Thyge) 4-5 июля в 2009 дайв-центре «Аквалангист» (Москва).
- Курс подготовки инструкторов IDDA прошел с 12 по 14 июля 2010 года в Анапе на базе дайвинг-центра SSI «Акула» под руководством инструктор-тренера Дирка Вондрака (Dirk Wondrak).
«Я искренне верю, что найду в России массу единомышленников – вместе мы сможем сделать жизнь людей с ограниченными физическими возможностями ярче!» — сказал Дирк по завершении программы.
- Президент IAHD Adriatic Бранко Равнак (Branko Ravnak, Словения) трижды проводил семинар по подготовке инструкторов и помощников инструкторов для работы с людьми со специальными потребностями, в 2011, 2013 и 2015 годах. Семинары проходили в Анапе на базе дайвинг-центра «Аква-Глобус».
- В мае 2019 региональный менеджер SDI Юрген Хитзлер (Jürgen Hitzler) провел семинар для инструкторов SDI Scubility — профессиональное обучение дайвингу людей с ограниченными возможностями. Курс проводился на базе дайв-центра «Diveclub Che» в бассейне «Чайка» (Москва).
Всего за время, прошедшее с первого курса HSA в 1991 году, более 50 инструкторов прошли программы обучения по работе с дайверами с инвалидностью в разных обучающих ассоциациях. Это совсем не много для страны с огромной территорией. Кроме того, далеко не все из этих инструкторов применяют свои знания на практике.
Нельзя сказать, что остались в стороне от темы российские организации, специализирующиеся в области подводного спорта. Так, Конфедерация подводной деятельности России (КПДР) в ещё в 2014 году в рамках своего Технического комитета создала «Комиссию по инвадайвингу». А Федерации подводного спорта России в своей программе «Развитие подводного спорта в Российской Федерации до 2020 года» запланировала:
- научно-методические разработки в области подводного спорта для лиц с ограниченными возможностями…
- разработку и апробацию программ и методик занятий для лиц с ограниченными возможностями…
- подготовку и формирование кадрового состава для обеспечения занятий для лиц с ограниченными возможностями…
- проведение соревнований и мероприятий по подводному спорту для для лиц с ограниченными возможностями…
Но пока результаты их деятельности себя не проявили. Не хотелось бы думать, что ведущие российские дайвинг-структуры перенимают не лучшие традиции российской бюрократии: создать для курирования темы комиссию, которая не работает, или разработать программу, которую никто не реализует.
Инициатива на местах
Между тем, проекты, посвященные обучению и организации погружений людей с инвалидностью проходили в разные годы в разных городах России. Вот далеко не все из них:
- По инициативе инструктора Ильи Дубровского (Москва), начиная с 2004 года, было проведено несколько туристских слетов инвалидов с дайвинг-программой. Один из таких слетов был организован в августе 2007 года в Крыму на мысе Меганом в бухте Капсель под Судаком. В августе 2011 года при проведении Международного туристического слета инвалидов «Крым-2011» был организован палаточный лагерь на берегу Феодосийского залива, и основой спортивной программы были занятия дайвингом и ныряние с маской и трубкой.
В 2012 году при содействии спонсорской группы был организован массовый дайв-лагерь на Валдае, сочетавший в себе дайвинг, спортивный туризм и экскурсионную программу для 40 инвалидов. - В январе 2008 года Ильей Дубровским организован выезд на погружения в Красном море инвалидов, уже имеющих навыки подводного плавания с аквалангами.
- 2011 Брянск – программа подводного плавания для инвалидов, представленная брянским дайв-клубом «Катран».
- 2012 Биробиджан – программа погружений с аквалангом в бассейне с аквалангом для инвалидов. Клуб подводного плавания «Сквалус», инструктор Владимир Шехтер.
- 2010-2012 Москва – программа «Откройте для себя подводный мир». RuDive
- 2014 Тюмень – обучение инвалидов погружениям с аквалангом в бассейне. Дайвинг-центр «Морской еж», инструкторы Андрей Шелпаков и Елена Овсянкина.
- 2016 Истра, Московская область – ознакомительные погружения с аквалангом в бассейне для людей синвалидностью. Клуб «Истра-Дайв», инструктор Дмитрий Ляпин.
- 2016 Одинцово, Московская область – погружения с аквалангом в бассейне и в открытой воде для людей с инвалидностью. Клуб «Симпатрия».
К сожалению, большинство этих проектов носили разовый характер и не имели продолжения или развития. В настоящее время на регулярной основе работа с дайверами с инвалидностью проводится в следующих центрах:
- Анапа. Дайвинг клуб Аква-Глобус, Владимир Прохоренко.
- Крым, пос. Оленевка, мыс Тарханкут. ДЦ Команда Экс, Игорь Горопаев.
- Воронеж. Клуб 200 бар, Виктор Израйлит.
- Ханты-Мансийск. Дайв-клуба «Касатка», Олег Ленц.
Увы, практика не поражает масштабами. Но, справедливости ради, следует отметить, что в разное время российскими дайвцентрами были опробированы все основные форматы работы с дайверами с инвалидностью, и это вселяет надежду, что инструкторы с практическим опытом в стране есть:
- ознакомительные погружения с аквалангом (Try Diving),
- обучение для последующих погружений в бассейне,
- обучение для последующих погружений в открытой воде,
- дайвинг-лагеря,
- подводные соревнования дайверов с инвалидностью,
- дайвинг-сафари,
- дайвинг-туризм.
Сегодняшняя ситуация в дайвинге сильно отличается от того, что было 20 лет назад. Основное преимущество сегодня по сравнению с тем, что было – это информационная прозрачность. В мире существуют десятки дайвинг-организаций, работающих с инвалидами. Они умеют делать всё: от обучения до организации дайвинг-путешествий. И вся информация об этом, вся имеющаяся практика доступна российским инструкторам.
Да и само обучение дайвингу людей с инвалидностью уже не выглядит чем-то диковинным. Наблюдается замечательная тенденция, когда инструкторы, начинают работать со студентами с инвалидностью, что называется, «по обращению». То есть, люди непосредственно обращаются к инструктору, и он начинает с ними работать, как с обычным студентом, естественно, учитывая при этом индивидуальные особенности своего ученика.
Недавние прекрасные примеры такого подхода, демонстрируют инструкторы Вероника Иванова (Москва), Иляна Зеленина (Санкт-Петербург), Георгий Ембаев (Тайланд, остров Ко Чанг).
Что действительно мешает. Вместо заключения.
В рассуждениях о том, что дайвинг для инвалидов не столь распространен в России, как бы хотелось, как правило быстро находятся тому причины:
- отсутствие финансирования,
- отсутствие доступности,
- отсутствие специалистов.
По моему убеждению, все эти причины не являются непреодолимыми препятствиями. На моей практике я не встречал ни одного человека, который бы отказался от мечты о дайвинге, потому, что не смог оплатить курс, или из-за того, что не смог добраться до воды, или потому, что не нашел инструктора. Все эти вопросы точно решаемы. И подтверждено это не единожды.
Да, доступность мест обучения и погружений облегчила бы жизнь, но отсутствие доступности не является непреодолимым препятствием.
Действительно, если бы был неиссяка́емый источник финансирования наших планов и мечт, то их реализация шла бы побыстрее. Но когда действительно надо, средства на дайвинг находятся. И не такие уж это безумные деньги.
Хорошо, когда есть инструкторы и ассистенты, уже имеющие опыт работы с дайверами с инвалидностью. Но всякий думающий и ответственный инструктор реально справится с новой для себя задачей. Тем более, что профессиональной информации на эту тему предостаточно.
А вот реальными препятствиями к работе с дайверами с ограниченными возможностями в России являются
- отсутствие медицинской экспертизы. Без согласия врача инструктор не имеет права работать со студентом с инвалидностью. Врачей, знающих, что такое дайвинг, способных реально оценить ситуацию, и выдать обоснованное заключение о доступности занятий дайвингом для человека с инвалидностью, в России практически нет.
- отсутствие страхования. Инвалиду I и II группы практически невозможно застраховать свои занятия дайвингом, как это принято делать среди дайверов профессионалов и любителей, не имеющих ограничений здоровья.
Но это тема уже для совсем другой истории.