Применение сухого костюма значительно расширяет возможности дайвера, что особенно важно в климатических условиях России. Даже южные воды страны нельзя назвать такими уж теплыми.
Действительно теплыми и комфортными они если и бывают, то очень короткий промежуток в июле-августе. Да и то температура воды сильно зависит текущего состояния от погоды, от направления ветров и течений. По этой причине сухой костюм – это желательная часть гардероба российского дайвера, выбравшего для погружений родные водоемы. Практика применения сухих костюмов («сухарей» на дайверском жаргоне) широко распространена. А как обстоят дела с применением сухих костюмов дайверами с инвалидностью?
Следует признать, что применение сухого костюма дайверами с ограниченными возможностями здоровья вызывает много вопросов. Это вполне обосновано – сухой костюм сложнее в эксплуатации. Это не просто «утеплитель», а элемент оборудования, требующий навыка в его применении. Но наличие вопросов, как человек, ограниченный в мобильности, сможет управлять еще одним своенравным элементом снаряжения, не означает автоматического ответа «Нет, он не сможет». Эти вопросы надо решать.
Более года назад я заинтересовался возможностью применения сухого костюма дайверами с инвалидностью. Цель уже была обозначена выше: расширить возможности погружений в родных водоемах. Было проведено немало проб, изучен уже имеющийся опыт, получено мнение людей, разбирающихся в теме (так заездили слово «эксперт», что не хочется его употреблять, даже когда надо по смыслу).
Вот мои публикаций на тему:
Но когда-то же нужно поставить точку, признать задачу решенной. Для меня таким событием стало погружение Григория Галеев на Байкале в марте 2023. Григорий давно осваивал сухой костюм: прошел курс Drysuit Diver и Ice Diver (инструктор Георгий Морозов), обзавелся «сухарем», изготовленным по его индивидуальным размерам, учитывающим его особенности (изготовитель Владимир Псуненко). Но решающим для меня фактором в признании, что вопрос применения сухого костюма решен, стало то, что случилось главное, ради чего был нужен «сухарь»: Григорий реализовал свое желание нырнуть под лед Байкала.
Далее рассказ Григория, как это было.
Григорий Галеев: подлёдное погружение на Байкале
Началось все со съемок фильма, когда мы ездили на Байкал [имеется в виду фильм «Глубина со смыслом», в котором дайверы с инвалидностью должны были совершить несколько погружение на Байкале. Прим ДК]. Я погрузился тогда и захотел сделать подлёдное на Байкале. Я об этом уже говорил в фильме. [съемки фильма проходили в ноябре 2022, льда еще не было. Тогда участникам команды удалось совершить только одно из запланированной серии погружений. Прим ДК]. Я уже когда там был, познакомился с Димой Роговы́м, с которым мы погружались. Мы обменялись контактами, обсудили с ним вопрос, что могу ли я приехать на подледное [погружение]. Он сказал «да приезжай, конечно».
Мы с ним обсудили, что сделать и как мне нужно подготовиться. И я когда уже уезжал оттуда, я уже ехал с мыслями, что сейчас я буду готовиться.
Я готовился Щелково на дайв-базе [дайвцентр «Пятый Элемент»]. Мы ныряли в феврале практически каждые выходные. И потом уже финальное погружение делал в марте прямо перед поездкой. То есть на финальном погружении по итогу я уже понимал, что всё, я готов, какая у меня будет конфигурация [оборудования]. Мне опять повезло – моим наставником на тренировках был опытный инструктор Алексей Степаненко, хорошо знакомый с подлёдным дайвингом.
Всё [снаряжение] у меня было абсолютно свое, ну естественно я не брал только баллоны и груза собой – это все там было.
Я приехал в Иркутск 9 марта. Программа поездки у нас была следующая. Мы договорились что я беру машину на прокат. И субботу 11 числа мы рано утром выехали на трех машинах из Иркутска в 5 утра и поехали на Байкал.
Погружение планировалось на острове Ольхон. Мы доехали до самой крайней точки к воде в селе Сахюрта. Там мы выехали на лед и 70 километров вдоль всего острова мы ехали по льду. В самой северной точке острова (мыс Хобой) мы остановились. Нашли место, выпилили майну и совершили первое погружение. Вышли [из воды], собрались и уехали обратно в Сахюрту переночевать.
На следующий день ситуация повторилась. Мы снова приехали на Хобой. Хотели сначала пилить в другом месте майну, но потом решили, что будем нырять во вчерашнюю.
Погружение совершали я и Дима Роговой, который нырял с нами во время съемок фильма и еще его очень близкий друг тоже дайвер Женя Сафронов. Женя страховал на поверхности, а мы с Димой вдвоем ныряли. Со мной в этой поездке была моя жена Милана, которая мне помогала одеваться-раздеваться. Все у нас происходило полностью на льду. То есть мы приехали, на льду оделись зашли-вышли, на льду переоделись, прыгнули в машины.
Во второй день после погружения ребята сразу же с Байкал поехали по домам в Иркутск. Мы с Миланой еще на ночь остались. Заехали на Ольхон, там переночевали, отдохнули и уже потом продолжили свой путь. Всё про всё у нас было два насыщенных дня с погружениями. Вся поездка у меня заняла 6 дней, но я еще заезжал к родственникам в Иркутск.
Фото, как проходило погружение
Послесловие
Ну что ж, тема применения сухого костюма дайверами с инвалидностью отнюдь не закрыта. Напротив, история только начинается! Пример Григория Галеева, Ильи Мысляева, Елены Фомичевой, Ивана Ерхова, Дмитрия Клюквина и других дайверов, «испытавших» сухой костюм, доказывает, что можно нырять в суровых водоемах России. И вы не пожалеете: там вас ожидает множество открытий!
В заголовок поста я вынес название фильма «Глубина со смыслом«, который был создан усилиями незрячего блогера Ивана Ерхова (а с недавних времен и дайвера). Одним из героев фильма стал Григорий Галеев, который вместе с другими участниками побывал на Красном море и на Байкале. На мой взгляд, третьей частью этой истории, ее логическим продолжением, стало покорение Григорием подледного Байкала. И в заключение еще раз процитирую Григория:
Хотите воплощать свои мысли в реальность? Не надо сидеть сложа руки и ждать, пока за вас это сделает Вселенная. Начинайте действовать и ищите единомышленников! Только так это и работает.