Главная страница » Статьи » IT IS OK NOT TO BE OK. Часть 2. Связь обучения с картиной предстоящего дайвинга

IT IS OK NOT TO BE OK. Часть 2. Связь обучения с картиной предстоящего дайвинга

Продолжаю размышления на тему обучения дайвингу людей с ментальными расстройствами. Затрону важный аспект: что будет происходить после обучения, как и с кем будет нырять студент с ограничениями здоровья. Именно к этой перспективе и надо готовить студента на курсе. Имеет смысл приступать к курсу только после того, как перспектива дайвинга сформулирована.

На фото: Алекс (в моноласте) с сопровождающим инструктором Сандрой. Красное море, Хургада, февраль 2016. У Алекса тяжелое поражение ЦНС вследствие родовой травмы.

Мы обучаем дайвингу ради того, чтобы человек после курса нырял, чтобы эта история имела продолжение. А если еще на старте обучения не очевидно, как будут проходить дальнейшие погружения дайвера с ограничениями здоровья, тогда сертификат для этого дайвера — это не путевка в новую жизнь, а эпитафия несбывшимся мечтам и надеждам.

Я всегда начинаю знакомство с студентом с инвалидностью с обсуждения, зачем ему нужен курс обучения и что он планирует делать после его завершения. Никогда не начну курс, если картина будущего дайвинга не сложится и у меня, и у студента. Да, запрограммировать будущее невозможно: многое из задуманного может не случиться, это я понимаю. Но все же изначальный план должен быть, начинать при его отсутствии бессмысленно.

Как я уже проговорился, дальнейшие планы на дайвинг я обсуждаю с каждым студентом с инвалидностью. Но особенно важно это сделать при работе со студентом с ментальными расстройствами. Необходимость такого «прогнозирования» обусловлена тем, что дайверу с ментальными проблемами, скорее всего, нужна будет грамотная поддержка со стороны напарников по погружениям. И такие подготовленные напарники у этого дайвера должны быть. Об этом надо заранее как-то призадуматься-позаботиться, иначе никакого дайвинг-продолжения у обучения не состоится и сертификат дайвера навсегда останется на дне дальнего ящика его стола.

Брифинг перед программой PADI DSD для студента с параплегией. Во время брифинга обязательно затрагиваются перспективы и возможные варианты будущего дайвинга. Москва, дайв-центр Альтернатива, 2019.

Цель обучения дайвингу определяет программу обучения

Программа обучения курса определяется той целью, которую ставит перед собой студент на дайвинг. В моем представлении, цель — это картина того будущего, которое человек хочет выстроить, та позиция, в которой он себя видит. «Пройти обучение и получить международный сертификат дайвера» — это не цель, а лишь средство. Цель — путешествия где-то под водой. А вот тут уже возникают нюансы, в том, как представляет человек эти свои путешествия и на какую степень независимости он может рассчитывать, исходя из состояния здоровья. Я предложу следующие возможные варианты:

  • дайвинг будет возможен с любым сертифицированным напарником
  • дайвинг планируется преимущественно/только с привычным дайвинг-партнером
  • дайвинг предстоит с дайвинг-профессионалом (инструктором или дайвмастером) в качестве партнера
  • дайвинг под руководством инструктора.

После того, как сформулирована цель, проще будет спланировать программу, организовать обучение.

Дайвинг с любым напарником.

Open Water Diver — основной «продукт» всех дайвинг ассоциаций. Дайвера готовят к тому, что он сам определяет для себя приемлемые условия погружений, трезво оценивая свои физические силы, знания, опыт погружений, природные условия, подготовку напарника и пр, Это дайвер может погружаться в паре с дайвером, также имеющим уровень сертификации OWD или выше.

Дмитрий дайвер с ампутацией рук и ног погружается с постоянным buddy женой Ольгой. Ольга прошла подготовку по программе DDI Assistant diver. Хургада, 2018.

Дайвинг только с привычным дайвинг-партнером

Такой режим дайвинга подойдет тем дайверам, для которых сложна адаптация к новому напарнику. С точки зрения требований стандартов обучения, дайвер должен пройти тот же курс Open Water Diver, но изначально предполагается, что в силу определенных особенностей студента, напарник у этого дайвера будет всегда один. Ввиду этой зависимости имеет смысл проводить курс обучения таких дайверов совместно или провести серию совместных погружений во время курса.

Алекс совершил более двухсот погружений в Красном море. В силу его ментальных особенностей он ныряет только с инструктором в качестве партнера. Хургада, 2016.

Дайвинг с инструктором в качестве партнера

Такой режим дайвинга возможен, если

  • не предвидится постоянного партнера по погружениям, а с любым напарником дайвер погружаться не сможет
  • дайвер не может выполнить все требования сертификации Open Water Diver и быть надежным напарником другому дайверу
  • погружения с инструктором видятся дайверу более безопасными.

Погружения с инструктором в качестве партнера возможны после прохождения дайвером «сокращенного» курса Scuba Diver (в терминологии PADI, в других системах обучения аналогичный курс может иметь иное название). Если упрощать, то курс PADI Scuba Diver это половина курса PADI Open Water Diver. Ограничения такого «половинчатого» решения — в ограничении максимальной глубины погружения (12 метров вместо 18) и то, что напарником может быть только инструктор.

Следует напомнить, что погружения с аквалангом являются для дайвинг инструктора не развлечением, а работой. По этой причине надо быть готовым к расходам, на оплату работы инструктора, который выступать в роли напарника.

Интродайв с инструктором на Красном море

Дайвинг под руководством инструктора

Погружения в открытой воде под прямым контролем инструктора не предусмотрен стандартами обучающих ассоциаций, но на практике широко распространен на морских курортах под названием «интродайв» или «ознакомительное погружение с аквалангом», Этот тот самый случай, когда дайверу (хотя сложно назвать такого человека «дайвером») ничего не надо делать, лишь смотреть по сторонам, а инструктор «катает» его, держа за баллон.

В случае интродайва не о каком обучении дайвингу не идет и речи: как правило, погружению предшествует брифинг, затрагивающий лишь основные элементы безопасности под водой.

Обязательный минимум: что дайвер должен делать сам

Как вы могли убедиться, возможны нескольких сценариев дайвинга для людей с ограничениями здоровья, в том числе с ментальными расстройствами. По сути они различаются той «нагрузкой», теми функциями, которые дайвер снимает с себя и передает своему напарнику (или напарникам, если их должно быть несколько). Однако есть действия, которые дайвер должен выполнять сам, и никакой сопровождающий профессионал не может их взять на себя и делать за него:

  • дайвер должен дышать. Желательно, чтобы он делал и вдох и выдох ртом*;
  • дайвер должен выравнивать давление при погружении («продуваться»), Инструктор может помочь дайверу — зажать нос — если дайвер не может это сделать сам (например, ампутация рук, верхняя параплегия…), но маневром Вальсальвы дайвер должен воспользоваться сам;
  • дайвер должен очищать маску от попавшей в нее воды резким выдохом через нос*;
  • дайвер должен выдохом очищать регулятор от попавших в него капель воды*;
  • дайвер должен задерживать дыхание, если потерял регулятор. Он должен уметь вернуть регулятор в рот под водой, удерживать его зубами, обеспечивая герметичность контакта губами. Начинать вновь дышать через регулятор только после очистки его от воды*.
  • дайвер должен сплевывать слюну, наполнившую рот, через регулятор или же сглатывать ее;
  • дайвер должен откашливаться, если капли воды попали в горло;
  • дайвер должен тем или иным оговоренным способом подавать сигналы, сообщающие о его состоянии;
  • дайвер должен должен тем или иным оговоренным способом реагировать и отвечать на сигналы сопровождающего напарника (инструктора).

* Исключается при использовании полнолицевой маски

Если хоть что-то из перечисленного не реализуется, то считаю погружение под воду с таким студентом весьма рискованным. Какие бы ни были физические или ментальные ограничения у дайвера, перечисленные действия должны быть им выполнены.

Продолжение следует

, ,