Главная страница » Статьи » "Курс дайвинга завершен. Теперь забудьте"?

"Курс дайвинга завершен. Теперь забудьте"?

Что делать дайверу с инвалидностью после прохождения курса?
Куда идти, куда податься, с кем нырять…

Для меня эта тема обозначилась в 2015, когда я только начинал работать с дайверами с инвалидностью. В то время я пригласил понырять в Красном море тех инвалидов, про которых знал, что они прошли курс обучения.
Я жил в Хургаде и имел возможность организовать daily-diving для колясочников на просторных лодках. Хозяева поддерживали идею Open Water Challenge Project и давали символические цены на дайвинг для участников проекта.

Один из приглашенных, назовем его Игорь, ответил, что он бы с удовольствием приехал, понырял, если бы поехал кто-то из группы, в которой он проходил курс обучения, а еще лучше, чтобы и инструктор тоже. Этого, увы, не произошло, и Игорь не приехал на дайвинг. Потом мы с ним неоднократно пересекались на просторах соцсетей, а недавно виделись в Москве. Он ни разу так и не нырял с тех пор, как получил сертификат дайвера: ни в Египте, ни в Подмосковье, нигде. Сейчас он мало что помнит из дайверской науки и уже не уверен в своих навыках и в том, что сможет справиться с аквалангом.

Для нас, инструкторов, как правило, не возникает вопрос, где и с кем будет нырять наш студент после завершения курса. (Ну, разве только в том случае, если есть планы заманить его на новый курс или зазвать с собой в сафари.) Нет нужды беспокоиться о дайверской практике студентов: им доступно все разнообразие предложений дайв-индустрии. Иная ситуация складывается в случае, если ваши студенты – инвалиды.

Дайверы и инструкторы проекта «Преодоление: дайвинг без границ» на церемонии вручения сертификатов о завершении курсов обучения дайвингу. Москва, 2019.

Мой обширный опыт общения с дайверами с инвалидностью и с инструкторами, которые с ними работают, показал, что многие инвалиды так и не начинают самостоятельное занятие дайвингом после курса.
В чем причины? Что является препятствием?
Почему не ныряют те, кто не смотря на инвалидность, успешно прошел курс обучения и стал сертифицированным дайвером?
Неужели подводный мир оказался не столь заманчивым?

В наших ли силах что-то сделать, чтобы у инвалида сертификат дайвера не пылился в ящике стола, а действительно был пропуском в Подводный мир. Мы, инструкторы, обучаем дайверов с инвалидностью, чтобы они имели возможность совершать подводные путешествия. И нам не безразлично, что происходит после того, как курс завершен. Какие проблемы возникают у наших студентов, и что могло бы сделать профессиональное сообщество для их устранения.

Zoom-конференция по проблемам самостоятельного дайвинга для сертифицированных дайверов с инвалидностью. 28.03.2021.

«Вам не решить наших проблем без нас. Вы их даже не поймете»

Именно такое высказывание я слушал от представителя «актива» инвалидов на одной из дискуссий. И я с этим абсолютно согласен. Разобраться в вопросе, почему не складывается самостоятельный дайвинг, невозможно, не узнав мнение самих дайверов с инвалидностью. И такое обсуждение состоялось в формате zoom-конференции в начале дайверского сезона весной 2021 года. Дайверы, кто часто ныряет, поделились своим опытом, а те, кто нырять так и не начал, обозначили проблемы, с которыми столкнулись.

Предварительно, при подготовке к встрече, я набросал перечень наиболее очевидных проблем, которые, на мой взгляд, могут возникнуть у дайверов с инвалидностью. И первой в этом перечне была финансовая проблема, поскольку всякий раз при обсуждении вопросов, связанных с инвалидами, часто разговор сводился к отсутствию средств.

Оказалось, что я не прав. Финансовая проблема, как препятствие, существует, но не она одна является основной. Это не потому, что дайверы с инвалидностью сплошь богатые люди, а в том, что каждый из них имеет более-менее успешную практику преодоления финансовых преград. Иными словами, никто из участников обсуждения не сказал, что не смог погружаться с аквалангом исключительно из-за того, что не было на это средств.

Не в деньгáх счастье проблема

Надо сказать, что в целом дайверское сообщество с симпатией и благосклонностью относится к стремлению людей с инвалидностью заниматься дайвингом. Я неоднократно получал подтверждение этого доброго отношения в своих проектах с участием инвалидов. Бесплатно или по символической цене участникам проектов Open Water Challenge предоставлялось:

  • снаряжение для погружений;
  • баллоны с воздухом;
  • помощь ассистентов на суше;
  • сопровождение напарника под водой;
  • доступ в бассейн;
  • погружение с дайв-ботов;
  • транспорт до места погружения…

Такая поддержка существенно снижает затраты инвалида на дайвинг. Немало примеров тому, что погружения проводились вовсе бесплатно.

Если же планируется дальняя поездка на дайвинг, в место куда не добраться общественным транспортом, то средства для оплаты дороги и проживания дайвером собираются заранее, как для любой туристической поездки. И это правило не зависит от наличия или отсутствия инвалидности – времена скудные и всем приходится планировать свои расходы. Уже на месте для дайвера с инвалидностью дайвинг может быть обеспечен льготами и поддержкой, о которых я говорил чуть выше.

Дайвер с ампутацией руки и ноги идет на погружение со своим напарником. Дайвинг-клуб Etgarim (Преодоление), Эйлат, Израиль, 2017.

Невозможное невозможно

На zoom-конференции основной проблемой дайверы с инвалидностью назвали отсутствие доступности для них дайвинг-объектов: дайвинг-центоров, мест и лодок для погружений. Причем доступности в более широком смысле, чем просто возможность добраться физически. Да, встречаются объекты, посетить которые очень трудно человеку с ограниченной мобильностью. Но, как правило, многие препятствия преодолимы, что показывают примеры ниже. Для этого дайверу с инвалидностью приходится пользоваться чьей-то помощью:

Дайвер с ампутацией рук и ног заходит в бассейн. Проект «Дайвинг-вызов Дмитрия Павленко», Москва, 2017.
Дайвер с ампутацией ног Christopher Middleton идет на погружение со своим напарником. Дайвинг-лагерь Deptherapy, Roots camp, Египет, 2017.
Дайвер с ампутацией ног и руки Josh Bodge поднимается на лодке после погружения. Дайвинг-экспедиция Deptherapy в Truk Lagoon, 2018.
Инструктор с ампутацией ноги Дмитрий Курунов заходит на дайв-бот. Хургада, 2019.
Дайвер с параплегией Алексей Клюев заходит на дайв-бот. Хургада, 2018.
Дайвер с параплегией Владимир Веселов заходит в воду с помощью инструктора. Крым, 2020.
Дайвер с параплегией идет на погружение с помощью напарников. Проект «Крым: дайвинг без границ», Тарханкут, 2018.

Препятствия в сознании… Но в чьем сознании?

Как-то в 2017 меня мой приятель в Хургаде знакомил с новым местом, где обосновался его дайвинг-центр. Он показывал мне проведенный ремонт, водил по помещениям, с гордостью рассказывал, как все продумано и четко организовано. И это было так.
Я сбил своего приятеля с мысли вопросом: «Если я приду со своим студентом-инвалидом, как вы нас примете?»

Оказалось, что никак. Гостя с параплегией (парализованного ниже пояса) пришлось бы буквально носить на руках из помещения в помещение. Делая планировку и производя ремонт, владельцам дайвинг-центра и в голову не пришло, что к ним может постучаться дайвер с инвалидностью. Если бы они позаботились об этом, то на стадии планирования ремонта предусмотрели некоторые мелочи, которые бы обеспечили доступность большинства общественных помещений центра для гостя на коляске. Где-то чуть шире сделать дверь, где-то установить пандус, где-то убрать порожек, иначе разместить душ, и др. Но об этом никто не подумал – и это типичная ситуация.

Дайвер с инвалидностью не может воспользоваться всем многообразием предложений дайвинг-инфраструктуры. Он вынужден отобрать те, немногие, где доступ для него возможен. Там, где его готовы принять не только как дайвера, но как человека, имеющего особенности в передвижении, в мобильности. Но такие места надо знать, их надо как-то разыскать.

Участники обсуждения сформулировали следующие проблемы доступности, которые препятствуют дайверам с инвалидностью заниматься самостоятельно дайвингом.

  1. Отсутствие достоверной информации о доступности инфраструктуры для дайверов с инвалидностью. Порой преодоление имеющихся препятствий невозможно, не взирая на готовность персонала помогать и при наличии у дайвера с инвалидностью своей «группы поддержки». Операторы дайвинг-сервиса (дайвинг-центра, дайвинг-бота, места для погружений с берега и т.д.) могут даже не подозревать с какими сложностями может столкнуться их клиент с инвалидностью: 
  • Последние сто метров берега до воды могут быть покрыты песком или галькой, которая непроходима для инвалидной коляски.
  • Проходы на дайвботе могут оказаться слишком узкими для коляски. В ряде случаев из-за малых размеров и тесноты на лодке вообще нет места, чтобы можно было поставить коляску.
  • Туалеты всегда делаются по остаточному принципу и скорее всего размер, проход к ним, оснащение делает невозможным их использование гостями на коляске.
  • Заход/выход с лодки с берега/на берег, который может преодолеть человек «ходячий» (например, узкие длинные мостки или необходимость перебираться через несколько пришвартованных лодок…), может быть недоступен для «колясочника» и оказаться опасным для переноса человека с инвалидностью на руках.
  • и т.д.
  1. Человеческий фактор. Отсутствие подтвержденной информации о доброжелательном отношении операторов дайвинг-сервиса к людям с инвалидностью. Очевидно, что рискованно ехать на дайвинг, не будучи уверенным, что тебя рады там видеть.
  • Отказы в приеме сертифицированных дайверов с инвалидностью по явно надуманным, порой оскорбительным  предлогам («не хотим, чтобы наши клиенты видели инвалидов рядом с собой…»)
  • Затягивание времени при предоставлении услуг («приходите завтра, инструктор будет завтра;  инструктор не смог, давайте завтра») и т.д.
  • Подвергание сомнению подлинности выданных сертификатов и записей в логбуке («как это вы, парализованный инвалид, могли пройти курс AOWD и столько нанырять…»)
  • Некоторые регионы «отметились» в недружественном отношении к драйверам с инвалидностью, что видимо продиктовано местной ментальностью или традицией (сразу несколько дайверов отметили с этой точки зрения Тайланд, тайский персонал).
    С другой стороны, дайверы говорили о дружеском отношении и готовности помочь со стороны персонала египетских дайвцентров/дайвботов и персонала тех операторов дайвинг-сервисов (разных стран), которые администрируются европейцами.
  • и т.д.
  1. И опять человеческий фактор. Отказ российских организаторов дайвинг-туров брать с собой дайверов с инвалидностью. Причина очевидна: инструктор (организатор, как правило, инструктор) не хочет обременять себя «неудобным» участником поездки. В большинстве случаев такой отказ обосновывается недоступностью мест погружений в предстоящей поездке. Что правда только отчасти.
  2. И все-таки про деньги. Велики финансовые затраты, связанные с транспортными расходами по поездке до мест дайвинга и с проживанием там.

Критикуя, предлагай!

По результатам обсуждения были сформулированы два предложения, реализация которых не потребует значительных затрат и усилий. Между тем, реализация этих идей позволила бы дайверам с инвалидностью активнее заниматься дайвингом:

  • сделать акцент на создание (развитие) возможности для дайверов с инвалидностью занятий дайвингом «по месту жительства» (доступность, адаптация к климатическим условиям во время курса) и в транспортно доступных дайвинг-регионах, прежде всего в Крыму.
  • создать общедоступный «Белый список» дайвинг-сервисов, которые работают с драйверами с инвалидностью на основе отзывов побывавших там дайверов.

А что бы вы могли добавить к этим предложениям?
Делитесь своими идеями, пишите мне в личку.

, , ,