Я очень рад возможности рассказать о нашем необычном сафари по южному маршруту Красного моря. Много признателен редакции журнала Нептун, которая освещает на страницах журнала тему дайвинга для людей с ограниченными возможностями. Особенность нашего сафари вовсе не в уникальности маршрута, и не в том, что нам встретились невиданные обитатели Красного моря. Напротив, маршрут был самым обычным, отличало его от десятков других сафари лишь то, что половина его участников имели инвалидность, а семеро из них перемещаются с использованием инвалидных колясок. Но это, пожалуй, всё отличия, все остальное было как у всех.
Клуб дайверов Open Water Challenge проводит уже второе дайвинг-сафари с участием дайверов с инвалидностью в Египте. Первое было в 2021 году по северному маршруту Красного моря, а, кроме этого, в Египте проходили дайвинг-лагеря, где дайверы с инвалидностью проходили разные этапы обучения, готовясь к самостоятельным поездкам.
Мне вспоминается случай, который побудил меня выйти со своими студентами и единомышленниками за пределы погружений в бассейнах и даже за пределы дейли-дайвинга, и обратиться к более сложным формам, таким как дайвинг-сафари и дайвинг-лагеря. Мой товарищ, замечательный дайвер и путешественник, посетовал мне, что его не взяли в поездку на дайвинг в Мексику. Поводом для отказа стало то, что организатору поездки показалось, будто участник с инвалидностью будет обузой для всей компании: всем мешать, всех тормозить, поэтому, ему лучше остаться дома. Это было настолько неверно и несправедливо, что преодолеть горькое впечатление от произошедшего можно было только «перевернув» ситуацию. Моей целью стало создание обратной ситуации, когда дайверы с инвалидностью берут с собой в поездку дайверов без ограничений здоровья.

Как я уже сказал, первое сафари с участием дайверов с инвалидностью состоялось в 2021 году. Но принципиально важным было организовать второе. Те, кто организовывал мероприятия, знает, что не проблема сделать первое: можно, в конце-концов, совершить подвиг, себя превозмочь, всеми ресурсами вложиться и совершить нечто грандиозное и одноразовое. Второе мероприятие – это скучно, нет прежнего задора, зато – это уже рождение системы, переход от подвига к рутине.
Важно было показать, как подвиг может стать рутиной; участие дайверов с инвалидностью в сафари не чудо и не прекрасное исключение из правил, а рядовой случай, то, как должно быть везде и всюду.
У нас всё было, как обычно:
- решено, что лодку мы берем вскладчину, разделив стоимость фрахта поровну: никто не зарабатывает на своих товарищах;
- была установлена дата сбора в порт Галиб, и все участники сами решали, как они будут добираться. Участники сами объединялись в группы, сами определяли для себя дату прилета и место ожидания до трансфера в Хургаде. Словом, делали всё то, что делают обычно дайверы, готовясь к сафари, без скидки на инвалидность некоторых.

И вот мы собрались на лодке в назначенный день: кто-то приехал прямо накануне, кто-то ждал этого дня в Хургаде, кто-то приехал заранее, чтобы завершить свой OWD курс в открытой воде в режиме дейли-дайвинга. Кто-то из «продвинутых» дайверов приехал со всем своим снаряжением, кто-то из новичков взял снарягу у друзей и знакомых, иные арендовали на лодке. Словом, все участники сами решали вопрос своего обеспечения снаряжением: да, советовались, да консультировались, но решали проблемы сами. Ни слова про инвалидность, про ограничение мобильности.
Единственное, что учитывало особенности здоровья участников, было то, что выбор пал на Big Blue – единственную на Красном море лодку, которая имеет две каюты адаптированные для гостей на инвалидных колясках. И также то, что команда Big Blue имеет опыт работы с дайверами с инвалидностью. Наша группа стала настоящим испытанием на прочность для команды лодки, так как у нас был не один-два инвалида на всю группу, как это чаще бывает, а половина дайверов имела инвалидность, из них семеро могли передвигаться только с помощью инвалидных колясок. Надо сказать, что команда с этой задачей успешно справилась: собирала снаряжение, подносила участников на jamp-desk, вытаскивала из воды тех, кто не мог сам подняться по лестнице.
Что касается маршрута, сне было никаких исключений. Действительно, мы избегали мест с больши́ми глубинами и сильными течениями, но коралловые сады бешеных отмелей (Fury Shoals) дали нам широкие возможности насладиться прекрасными подводными видами.
В нашей группе был врач, сотрудник реабилитационного центра «Преодоление» (Москва). Галина Пальгова (тоже дайвер) знала некоторых участников сафари ранее, в качестве пациентов, во время их первых шагов в дайвинге в бассейне реабилитационного центра. И вот они проделали путь от ознакомительного погружения с аквалангом до участия в сафари в Красном море.

С нами был профессиональный подводный фотограф Максим Трусевич, из чьих работ была составлена экспозиция фотовыставки «Так выглядит свобода-3» на Moscow Dive Show 2025. Благодаря чему о нашей экспедиции узнали сотни посетителей выставки. Мало совершить нечто — об этом надо ярко рассказать, чтобы люди с инвалидностью увидели, что ограничения мобильности не могут ограничивать их стремление познания подводного мира; чтобы инструктора не боялись работать с студентами с инвалидностью. Увы, приходится сталкиваться с отказами коллег в обучении людям с ограничениями здоровья, причем чем брутальней инструктор, тем больше вероятность услышать от него: «Ты инвалид, дайвинг — это не твое».
Не буду обременять вас рассказом о самом сафари, многие читатели «Нептуна» проходили этот хрестоматийный маршрут. Я заострю внимание читателей на тех аспектах, которые необходимо учесть, если в вашей группе будут дайверы с инвалидностью – я искренне надеюсь, что наш опыт не останется невостребованным и у нас обязательно будут последователи.

Дайверская страховка.
Страховые компании более чем кто-либо не любят, если людям с инвалидностью дома не сидится и они занимаются некими активностями, например, дайвингом. Страховые порой завышают стоимость страховки для инвалида или порой просто отказывают ему в услугах. Делается это так: в договоре страхования указывается, что инвалидность – это существенное условие, о котором страхуемый должен был предупредить страховщика заранее, и если это не было сделано, то страховой случай не признаётся страховой компанией. В тоже время, например, при покупке страхового полиса он-лайн не предусмотрена возможность для страхуемого заявить о своей инвалидности. Таким образом, договор страхования просто превращается для инвалида в резанную бумагу.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, свяжитесь непосредственно со страховой компанией и уточните у менеджера условия страхования дайвинга для людей с инвалидностью. Было бы замечательно, если результаты ваших переговоров у вас сохранились в виде особых условиях к договору страхования или хотя бы в виде переписки с сотрудником страховой.
Врач в группе
Замечено, что в большинстве, люди с инвалидностью относятся к своему здоровью с большей осмотрительностью, чем нормотипичные люди. Видимо, сказывается опыт преодоления постигших их проблем со здоровьем. Дайверы с инвалидностью, скорее всего, обеспечат себя личными аптечками, где будет всё для них необходимое.
Но, поверьте, вам будет гораздо проще, если в вашей группе среди дайверов будет врач. Пусть его помощь никому не понадобится, пусть его групповая аптечка останется невостребованной, но пусть это будет.
Возможность быстрой эвакуации.
Увы, от несчастных случаев никто не застрахован, никто не застрахован от обострений старых болезней. Согласитесь, что подобные риски возрастают для людей, переживших травму или ослабленных каким-то заболеванием.
Готовя экспедицию с участием дайверов с инвалидностью, следует держать в голове план «Б», когда может потребоваться оперативная эвакуация кого-либо из участников до источника квалифицированной медицинской помощи. Будьте готовы, чтобы ситуация не застала вас врасплох, не рассчитывайте, что всё без вас само рассосётся. Само не рассосётся.
Команда, готовая к работе с дайверами с инвалидностью.
При работе с группой, в которой есть дайверы с инвалидностью, со стороны принимающей команды может потребоваться дополнительная помощь. Собрать снаряжение, доставить дайвера до воды, который сам не ходит, помочь выйти из глубокой воды и т.д. – на все подобные случаи нужны дополнительные руки, нужна надёжная поддержка. Если найдутся такие помощники в самой вашей группе, хорошо, если нет, то вам ничего не остается, как полагаться на помощь сотрудников принимающего дайвцентра или на команду дайвбота.
Не экспериментируйте, отбирайте те дайвценты и те лодки, которые имели опыт работы с дайверами с инвалидностью. Команды, которым можна доверять, зная, что они никого не уронят и не покалечат от избытка рвения.
Не скупитесь на чаевые
Этот совет является прямым продолжением предыдущего: команде лодки (персоналу дайвцентра) придется повозиться с вашей группой больше обычного. Справедливо, если этот труд будет вознаграждён. Размер чаевых и кому и сколько давать остаётся на ваше усмотрение (и на вашу совесть). Не исключено, что вам придется вернуться сюда в новь с другой группой, оставьте о себе хорошее впечатление. Так, на всякий случай.
Позаботьтесь о фотосъемке
Сегодня, когда каждый сам себе фотограф, вроде говорить об этом лишнее. Но я придерживаюсь олдскульного подхода к фотосъёмке, когда вместо сотен фото всего и вся, после экспедиции остаётся один-два десятка фотографий, которые наиболее полно передают суть события, и те, что людям показать не стыдно. Для этого вам нужен не фотоаппарат, а фотограф. Хорошо если в вашей группе такой будет.

Компактные коляски, активки,
Поскольку объекты дайверской инфраструктуры – дайвценты, дайвботы – не вполне приспособлены для посетителей на инвалидной коляске, участникам с инвалидностью будет проще перемещаться на компактных инвалидных колясках активного типа. Если у меня есть возможность заранее посетить объект, откуда нам предстоит нырять, то я стараюсь это сделать, чтобы измерить ширину дверных проемов, высоту порогов, оценить характер грунта и покрытий на дорожках и прочее, Передаю эту информацию участникам, чтобы окружающие условия не стали для них неожиданностью, а препятствия были преодолимы для их колясок.
Используйте электро коляски только в случае острой необходимости, используйте приставки для активок.
Развитие технологий сегодня способствует росту числа электроколясок, существенно облегчающих передвижение для людей с низкой мобильностью. Благодаря использованию более широких передних колес проходимость таких колясок выше: могут двигаться по умеренному бездорожью, по гравию, по песку.
Недостаток электроколясок : во-первых, больший вес — будьте готовы к тому, что нагрузка ляжет на всю группу. Во-вторых, проблемы с перевозом аккумуляторов в самолете: одни авиакомпании берут, другие отказывают. Не исключено, что об окончательном решении вы узнаете только перед посадкой. У меня бывали случаи, когда люди прилетали на колясках без аккумуляторов и приходилось решать проблему на месте, с использованием подручных средств.
В ряде случаев, заменой электроколяске служит элекроприставка, которая отделяется от коляски, не утяжеляет ее и с перевозом в самолете которой не возникает проблем (хотя в ней тоже есть аккумулятор!)
Но отказаться от электроколяски не всегда возможно. Тогда уж тщательнее продумывайте, кто вам будет помогать на маршруте.
Экономьте силы. Давайте отдых.
Дайверы с инвалидностью тратят больше усилий, чем нормотипичные дайверы. Больше усилий уходит на подготовку к погружению, больше работы делается в воде и т.д. При интенсивной программе погружений будет разумным предусмотреть дни отдыха, позволяющие восстановиться дайверам с инвалидностью. Возможно, что кому-то понадобится своя индивидуальная программа погружений. Отнеситесь со вниманием к физическим возможностям членов вашей группы и их способности переносить нагрузку. Никого не нужно перегружать: мы же ищем в дайвинге положительных эмоций.
Можно ещё долго донимать читателей журнала нравоучениями, но подходит к концу выделенный мне объем статьи в знаках, что заставляет меня свернуть свое выступление. Если остались какие-то вопросы, то я с удовольствием на них отвечу, пишите мне на электронку knyazevda2012@gmaill.com
Дмитрий Князев
организатор проекта Open Water Challenge

